24 сентября 2011

Обида и гордость

Понятие обиды носит ряд значений. Но хотелось бы заострить внимание лишь на одном из них. Вопрос не о нанесении обиды. Думаю, нет смысла объяснять, что не следует никого обижать. Но вопрос другого уровня. Я обижаюсь? Можно ли назвать меня обидчивым человеком? Легко ли меня обидеть?..

Как бы то ни было, но каждый из нас иногда попадает в такие ситуации, когда становится обидно из-за ситуации, поступка человека, или даже слова. Испытываемые в таких случаях чувства также имеют ряд различных оттенков, приводящих к разным состояниям. Но давайте еще углубимся и вплотную подойдем к таким вопросам: почему меня это обидело? Откуда взялось это чувство?

Возьмем классическую ситуацию. Надо мной подшутили, мне что-то высказали неуважительно, или со мной поступили несправедливо. И возникла обида в сердце, обида на человека, чаще всего. Почему она возникла? Прежде всего, это значит, что я точно знаю, что такое отношение не достойно меня, что со мной надо считаться, что я имею значение, я важен... А этот человек - кто он такой, чтобы так относиться ко мне?!.

Погодите! Давайте еще раз прочитаем то, что подчеркнуто...

Заметили?.. Такие мысли могут исходить только от одного отношения - от гордости. Что же мы имеем в итоге?.. Обида - это признак гордости.

Но почему, ведь бывает, что обидчики поступают по своему произволу и специально обижают кого-то. Да, но это вопрос обидчиков, а как насчет меня? Что со мной сделает обида, если с ней не бороться?


Помните историю о картошке. Ученикам было предложено класть в пакет одну картофелину всякий раз, как они на кого-то обидятся, и всегда носить этот пакет с собой. Что происходило со временем? Пакет становился все тяжелее, а картошка стала портиться и смердить. Также происходит и с обидами в сердце, если позволить им там остаться. От обиды пострадаем только мы сами. Это разрушительное действие греха.

Как же не обижаться?.. Психологи учат побеждать обиду разными методами, но это не помогает полностью, и всегда на что-то хочется обидеться. Но нужно бороться не с симптомом, а с болезнью. Обида - далеко не единственное проявление человеческой гордости. Но любые ее проявления - разрушительны. Нужно победить гордость, просто очиститься от нее.

Состояние, противоположное гордости - это смирение и кротость. Человека кроткого и смиренного невозможно обидеть. А знаете, почему?.. Он просто не завышает мнение о себе и не считает себя лучше других. Наоборот, он ценит всех людей и каждого в отдельности.

В сегодняшнем мире гордость, как и многие другие грехи, не осуждается, но наоборот - превозносится. Считается, что у человека должна быть гордость, что он должен уважать себя. И еще придумали такое слово-прикрытие - гордыня. Т. е. гордыня - это плохо, а гордость - это хорошо. Какая хитрая уловка, не правда ли? Гордость, как ее не назови - она останется гордостью и будет продолжать делать свое разрушительное дело. Это общественное воспитание очень хорошо работает. Только вот за уважением к себе стало не видно уважения к другим... Поэтому сегодня каждый заботится только о себе и о своем.

Ответственность же за все это несет не общество, и не воспитание, но каждый из нас. Я в ответе за свое отношение к людям. Я могу его изменить. Я могу быть кротким, могу не обижаться и могу не обижать никого. Кстати, нанесение обиды часто происходит по той же причине - мы пытаемся защитить своя Я и наносим обиду другому. Но если бы каждый смог думать и заботиться не о себе, а о других, то не было бы места гордости, никто бы не обижал, и никто бы не обижался...

Для достижения такого состояния есть только одна сила - это любовь. И такую любовь, настоящую и чистую, может дать лишь Бог. Его любовь совершенна во всей полноте. И ее точно хватит на всех людей. И уже не придется стараться не обидеться. Если есть любовь - нет места обиде...


Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
(Филиппийцам 2:4)

Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
(Римлянам 12:18)

1 комментарий:

  1. Йосеф сефтон08.02.2012, 20:34

    Спасибо, Александр, чтобы говорить так, смело против гордости. Мы, безусловно, несут ответственность за наше отношение к нашим соседом и с милостивого Божьего помочь нам могут быть изменены и преобразованы.

    О да, мы, безусловно, может стать более мягким и милостивым в 2012 году, доверяя и повиноваться Богу и Его учение более внимательно! Друзья, давайте решительно бороться накопление обид в наших сердцах, потому что они только приносят нам ненужные страдания,

    Йосеф сефтон


    Иисус сказал:
    возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...